Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 общеразвивающего вида  Калининского района Санкт-Петербурга.

 
Страничка психолога
Фотогалерея
 
 

Страничка психолога

Общение — ЭТО  искусство

Человек постоянно находится в водовороте кон­тактов с людьми близкими ему и совершенно не­знакомыми. Его успехи, достижения, а также ду­шевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил в детстве искусство обще­ния. И помочь ему в этом на первых порах должен именно взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым житейским опы­том, знающий особенности характера своего ма­лыша, является для него авторитетом в первые годы жизни.

Пока круг общения ребенка ограничен близки­ми взрослыми, проблем обычно не возникает. Постепенно, с увеличением контактов со сверстника­ми и другими взрослыми, у ребенка могут возник­нуть проблемы в плане общения. Они могут быть разными и варьироваться в зависимости от типа темперамента ребенка, особенностей воспитания и множества других факторов. О них мы поговорим далее. Для начала, чтобы более глубоко понять осо­бенности общения вашего малыша с другими людь­ми и ваше отношение к ним, проведем небольшое тестирование. Для этого постарайтесь вдумчиво и достаточно развернуто ответить на следующие воп­росы:

1. Много ли у вашего малыша знакомых-сверст­ников, детей старше его, детей младше его?

2. Проявляет ли малыш инициативу при зна­комстве с новым человеком?

3. Вызывают ли у ребенка интерес новые люди? Если да, что в чем это проявляется?

4. Если вам случалось оставить малыша одно­го, как он себя вел?

5. Участвует ли ваш малыш в коллективных играх и забавах во дворе, когда к вам приходят гости?

6. Может ли ребенок занять себя сам?

7. Умеет ли ребенок придумывать игры и заба­вы для своих друзей, братьев или сестер?

8. Если вашему ребенку нравится другой малыш, как он это показывает, в чем проявляется его сим­патия?

9. Часто ли ваш малыш обижается?

10. Что будет делать ваш ребенок, если у него отняли игрушку?

11. Сможет ли малыш постоять за себя, если возникнет такая необходимость?

12. Что будет делать ваш малыш, если попадет в новый коллектив, в новую обстановку?

13. Умеет ли ваш ребенок делиться игрушка­ми?

14. Жалеет ли ваш ребенок другого малыша, если его обидели?

15. Любит ли ваш малыш ходить на детские игровые площадки?

16. Любит ли ваш малыш быть в центре внима­ния?

 

После того как вы закончите отвечать на вопро­сы, у вас получится своеобразный психологичес­кий портрет вашего ребенка. Если вы достаточно развернуто отвечали, вырисуются особенности об­щения ребенка, его коммуникативные предпочте­ния, а, возможно, и проблемы. Задумайтесь над ними, понаблюдайте за поведением своего малы­ша в ситуации общения с другими детьми, со взрос­лыми. Это даст вам дополнительную «пищу» для размышлений.

Парадоксально, но факт: неприятности всегда возникают «вдруг», как бы из ничего. Был малыш милым, улыбчивым, обаятельным, коммуникабель­ным. Как вдруг резко изменился: стал замкнутым, неразговорчивым, часто расстраивается, ни на минуту не отпускает от себя. Родители в недоуме­нии: что случилось с ребенком? Опять обратимся житейской мудрости: «вдруг» и «просто так» ничего не случается. Это тоже факт. В жизни че­ловека, как и в природе, все взаимосвязано. И возникшие у ребенка проблемы в общении не исклю­чение. Давайте рассмотрим ситуацию в динамике.

В среднем до 2—2,5, а то и 3-х лет круг обще­ния ребенка составляют взрослые — мама, папа, дедушка, бабушка и т. д. (помните, мы говорим о полной семье, в которой есть оба родителя; у детей в неполных семьях часто проблемы иного плана). Его любят, о нем заботятся, знают о его особенно­стях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы по­мочь, поддержать.

Но вот малыш вступает в новые контакты, вок­руг все непривычно: новые лица, новые характе­ры. И далеко не всегда эти люди готовы выпол­нить просьбу ребенка, согласиться с его желания­ми, дать ему то, что он хочет... И начинается не­понимание, недовольство, нежелание общаться. Одной из причин такого поворота может быть ис­кусственное ограничение контактов ребенка роди­телями. Да, современная ситуация, характеризуе­мая как высоко криминальная, не располагает к расширению круга общения. Родителям гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизо­ром, чем отпустить во двор, в котором может слу­читься все что угодно, а соседские дети жутко не­воспитанны. С другой стороны, в жизни могут сло­житься объективные обстоятельства, которые не позволят ребенку удовлетворить естественную по­требность в общении (занятость родителей, болезнь кого-то из родственников, проживающих вместе с ребенком, и т. д.). Конечно, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов самого ребенка. Ведь он просто нуждается в разнообраз­ных впечатлениях, в разнообразном опыте, при­чем как позитивном, так и негативном.

Итак, очень условно можно сказать, что труд­ности в общении у ребенка вызываются двумя при­чинами.

Первая связана с чрезмерным стремлением к лидерству. Другими словами, этот ребенок.— эго­ист. Данное качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с бла­гими целями культивируется родителями.

Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребенку оказывают постоянное внимание, потворствуют его прихотям и желани­ям, идут у него на поводу. Ребенок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает ве­сти себя так же, как и в семье. Это, в свою оче­редь, вызывает у сверстников, с одной стороны, недоумение, а с другой, провоцирует их агрессив­ное поведение по отношению к «маленькому Напо­леону». В итоге ребенка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в свою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребенка.

Вторую причину можно связать с излишней за­стенчивостью малыша. Если в первом случае ро­дители ведут себя чересчур мягко, то родителей застенчивых малышей скорее можно охарактеризовать как властных, авторитарных и не терпя­щих возражений. Эти родители больше всего пред­почитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребенку повышенные требования. Малыш не мо­жет справиться с таким нажимом, он не в состоя­нии открыто противостоять ему. Мир начинает ка­заться ему враждебным, как и люди, живущие в нем. А тогда приходит и выход: лучший способ — это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребенка начинает пугать все новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая все назло взрослым.

 

Итак, понимая свои ошибки и спровоцирован­ные ими трудности в общении у детей, вы сможете найти подход к решению проблемы.


Hosted by uCoz